4 сентября 1956 года


Компания IBM продемонстрировала первый коммерческий жесткий диск – IBM 350, входящий в конфигурацию компьютера IBM RAMAC 305, который был выпущен девять дней спустя. НЖМД представлял собой систему из пятидесяти магнитных дисков диаметром 61 см, все вместе они могли вмещать целых 5 МБ данных.

Компьютер RAMAC 305 с накопителем на жестких дисках IBM 350

Компьютер RAMAC 305 с накопителем на жестких дисках IBM 350

 

Первый жесткий диск поступил в продажу в сентябре 1956 года. Модель называлась IBM 350 и шла в составе компьютерной системы 305 RAMAC. IBM 350 состоял из 50 алюминиевых дисков диаметром 20 дюймов (610 мм) каждый, которые вращались с частотой 1200 об/мин.

IBM 350 предоставлял возможность хранить 5 Мегабайт информации. Сегодня этот объем может вызвать лишь улыбку, а тогда это был технологический прорыв. Один накопитель хранил на своих дисках информации как 62500 перфокарты, а доступ к этой информации он мог предоставить быстрее чем за секунду, а не через минуты, как накопители на магнитных лентах.

IBM 350

IBM 350

 

Появлением первого жесткого диска мы обязаны Рею Джонсону. Бывший школьный учитель в 1930-х сконструировал машину для считывания заполненных школьниками тестов. Машину купила компания IBM, а талантливого изобретателя приняла к себе на работу инженером. В середине января 1952 Джонсону предложили открыть небольшую лабораторию на западном побережье, которая смогла бы заполнить пробелы в разработке новых технологий.

В 1953 году к разработке подключилось шесть опытных инженеров. В том же году ВВС США разместило заказ на устройство, способное хранить картотеку на 50000 записей, с мгновенным доступом к ним. Были составлены первые спецификации устройства, но предстояло решить множество инженерных задач. Из чего изготовить диски? Как покрыть их оксидом железа? Как заставить магнитную головку парить над поверхностью дисков? Как переместить её менее чем за секунду к любому из 50000 треков?

Контейнер с дисками

Контейнер с дисками

 

Любопытен тот факт, что диски красились той же краской, что и мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Был разработан курьезный способ нанесения равномерного для всех дисков слоя. В бумажные стаканчики наливали равное количество краски, на них надевали шелковые чулки и этим нехитрым способом наносили покрытие. Этот метод просуществовал несколько лет, пока процесс не был автоматизирован.