22 ноября 1968 года


Произошел авиационный инцидент. Японский лётчик Кохэй Асо - командир самолёта Douglas DC-8-62 японской авиакомпании Japan Airlines, летавший на пассажирских авиалиниях, приводнил свой самолет в заливе Сан-Франциско, причем пассажиры аварийной посадки даже не заметили.

Кохэй Асо был пилотом гражданской авиации Японии, налетавшим порядка 10 000 часов. Во время Второй мировой войны был лётчиком-инструктором японских вооруженных сил.

 Командир самолета 

Командир самолета

В тот день была низкая облачность, и команде приходилось ориентироваться по радиовысотомеру, который, как оказалось впоследствии, давал ошибку. Вследствие этого, опустившись ниже слоя облаков, самолёт оказался над океаном с минимальным превышением, попытка командира самолета вновь набрать высоту не удалась. Почувствовав удар шасси об воду, он сразу убрал режим двигателей, так как понимал, что самолёт может зарыться носом в воду и перевернуться на спину. Развернувшись вправо на курс 217° авиалайнер в 17:24:24 остановился на мелководье. Почувствовав, что шасси упёрлись в дно, и погружение прекратилось, командир объявил эвакуацию. Никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа во время аварии не пострадал. Самолёт был поднят из воды и на барже перевезён в аэропорт Сан-Франциско.

 Компания Japan_Airlines_(JAL) 

Самолет компании Japan_Airlines_(JAL)

Расследование инцидента вёл Национальный совет по безопастности на транспорте США. Руководитель комиссии по расследованию задал вопрос, как умудрился капитан посадить свой самолёт на воду в бухте Сан-Франциско в двух с половиной милях от аэропорта, прямо по курсу посадочной полосы. По всей видимости, комиссия ожидала пространного ответа со ссылкой на различные обстоятельства, помешавшие капитану разобраться в обстановке. Однако тот дал неожиданно короткий, прямой и грубый ответ: «Асо облажался», что моментально обезоружило комиссию и привело к скорому свёртыванию процедуры.

 Авария самолета 

Авария самолета

Данная история позднее была описана американским бизнес-консультантом Дж.Б.Харви в его книге "Парадокс Абилина". Способ обезоруживания оппонента своей прямотой был назван им «Защита Асо». Данное название было впоследствии использовано в целом ряде книг по теории управления.

 Douglas_DC-8-62 

Douglas_DC-8-62

Вследствие низкого налёта самолёта и сравнительно небольших повреждений руководство авиакомпании посчитало целесообразным отремонтировать машину, после чего она прослужила еще 14 лет. Кохэй Асо не был уволен из авиакомпании, а был лишь понижен в должности до второго пилота, и в дальнейшем совершал полёты на грузовых воздушных судах до выхода на пенсию.